В нашей школе выстроена система работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних по:
1) выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также имеющих отклонения в поведении, либо проблемы в обучении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в МКОУ «ЮСОШ», принятию мер по их воспитанию и получению ими общего образования;
2) выявлению семей, находящиеся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей;
3) оказанию социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
4) обеспечению общедоступных спортивных секций, кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) принятию мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Самый первый этап выстроенной системы – это выявление данной категории несовершеннолетних и, и затем выстраивание работы школы по сопровождению учащегося.
Алгоритм работы с «особой» категорией учащихся:
-
- классным руководителем проводится изучение личного дела учащегося, медицинской карты, характеристики (если имеется), проходит знакомство с родителями;
- классным руководителем, совместно с социально-психологической службой проводится посещение семьи с составлением акта;
- проводится ежедневное наблюдение со стороны классного руководителя за посещаемостью и успеваемостью учащегося;
- взаимодействие классного руководится с администрацией школы, Советом профилактики, социально-психологической службой школы по оказанию помощи учащемуся, испытывающему трудности в обучении и поведении;
- взаимодействие классного руководителя с родителями учащегося;
- учет на внутришкольном контроле (составление учетной карточки и индивидуальной программы реабилитации обучающегося);
- ходатайство в ОПДН или КДПиЗП о привлечении родителей учащегося к административной ответственности;
- закрепление общественного воспитателя и разработка им индивидуальной программы реабилитации.
Алгоритм работы с социально-опасными семьями:
- выявление данной категории семьи;
- посещение семьи на дому классным руководителем совместно с членами социально-психологической службы (социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора) с составлением акта обследования жилищно-бытовых условий;
- беседы со всеми членами семьи, приглашение на родительские собрания, беседы, Советы профилактики. Привлечение педагога-психолога для работы с родителями и детьми, проживающие в социально-опасных семьях;
- совместные рейды с работниками «Сайдам» с. Томтор, в семью и другими субъектами профилактики, проведение профилактических бесед;
При этом работа строится по следующим направлениям:
- Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся школы
Традиционно 2 раза в год проводится паспортизация классов, всей школы, результаты которой отражаются в диагностических картах. В 2018 году работа велась с 65 учащимися.
На каждый класс составлен не только социальный паспорт, но и подробные социальные карты и акты обследования условий жизни и воспитания на учащихся, что использовалось для корректировки социального паспорта села. Большую помощь оказали классные руководители.
Диагностика способствует созданию условий для раннего выявления семей, находящихся в социально-опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятию к ним мер общественного воздействия и оказания им помощи в обучении и воспитании детей, выявлению детей «группы риска».
II. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.
Одним из важных направлений воспитательной системы школы является работа с детьми из семей, находящихся в социально-опасном положении. Для более результативной деятельности с 2016 года в образовательном учреждении реализуется программа «Профилактика семейного неблагополучия детей» (разработана на 2016-2020 г.г.)
Перечень программных мероприятий программы предусматривает работу по следующим направлениям:
- своевременное выявление семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях развития социального неблагополучия, в том числе и посредством создания системы информирования граждан, медицинских и педагогических работников, органов полиции, опеки и попечительства, иных структур, занимающихся работой с семьей и детьми, о возможностях помощи таким семьям;
- обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам (необходимое количество учреждений и специалистов необходимой квалификации – психологов, социальных работников, юристов, социальных педагогов и пр.);
- включение в работу служб занятости, при необходимости – лечебных учреждений (лечение от алкоголизма);
- разработку эффективных методик работы с семьями;
- оказание семьям необходимой социальной помощи, включая помощь в трудоустройстве;
- последующий мониторинг жизнедеятельности семей риска для предотвращения повторов девиантного поведения.
Необходимость данной программы определяется тем, что число детей, воспитывающихся в социально-опасных семьях, растет. Помимо реализации программы в школе существует картотека социально-опасных семей. На каждого учащегося, воспитывающегося в неблагополучной семье, имеется профилактическая карточка, в которой фиксируются все мероприятия, проводимые с учащимся и членами его семьи.
Под наблюдением также находятся семьи «группы риска» (на учете не состоящие, но по результатам Матрицы находятся на границе семьи, отнесенной к категории «социально-опасная»).
III. Социально-педагогическое консультирование
В течение года педагогом-психологом школы, социальным педагогом, администрацией школы проводятся консультации для классных руководителей, родителей, учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в ходе которых предлагаются пути их преодоления. Много времени уделялось консультированию родителей по вопросам:
- предоставления льготного питания,
- обращения в учреждения и центры помощи семье и детям (телефоны доверия, Уполномоченный по правам ребенка, Управление образования, Отдел опеки и пр.),
- организации летнего отдыха учащихся,
- трудоустройства в период летних каникул.
Классными руководителями проводятся ежедневные беседы и консультирование (чаще по телефону) родителей по воспитанию детей и отношению к ним, на классных часах – беседы с учащимися (иногда с приглашением специалистов).
В сентябре с 2016- 2018 г. – общешкольное родительское собрание «Ответственный родитель».
Ежеквартально 2016-2018 г. – общешкольное родительские всеобучи, семинары, лектории «Родительский университет»
В мае 2016-2018 года - общешкольное родительское собрание «Организация питания».
В январе 2016-2018 года – педагогический совет «Роль классного руководителя в формировании личности обучающихся в рамках реализации ФГОС», работа МО классных руководителей.
IV. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация
Одно из самых объемных направлений работы. Это ежедневная работа всего педагогического коллектива.
Профилактическая и коррекционная работа была организована приказами:
- «О создании Совета профилактики школы»- ежегодно, (приказ №16(1)-ОД от 01.09.2018),
- «О назначении ответственных за работу с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета» (приказ № 18(1)-ОД от 01.09.2018.
Состав Совета Профилактики:
-
-
- Булдакова Е.И. – заместитель директора по УВР
- Сивцева О.А. – педагог – организатор внеклассных мероприятий
- Федорова К.К. – социальный педагог
- Дмитриева К.П. – педагог – психолог
- Сивцева А.М. – председатель родительского комитета.
В начале каждого учебного года утверждается план работы Совета профилактики. Работа в течение года проводится по утвержденному плану.
- В 2016-2018 учебном году прошли 2 совместных рейда в составе мобильной бригады с представителями совета профилактики по школе.
- Ежегодно в сентябре проводится акция «Помоги собраться в школу» помощь малообеспеченным и малоимущим семьям.
- Кроме совместных рейдов, представители школы посещают семьи учащихся школ.
- Классные руководители 1-11 класс посетили каждую семью своего класса и составили акты жилищно-бытовых условий.
- В ноябре 2018 года прошла беседа «Полиция и дети» сотрудником службы, с участковым села Слепцовым Д.А. по профилактике правонарушений с охватом 16 учащихся, с 8 по 11 класс
- цикл лекций и бесед для учащихся 6 -11 класса проведен психологом по темам: «Конфликтные ситуации», «Профилактика ПАВ», «Межличностные отношения», «Уровень притязаний и самооценка личности».
- классные часы на темы: «Интернет-безопасность», «Конфликты и разрешение их», «Профилактика ПАВ» и др.
- Ежегодное участие во время осенних каникул в улусном мероприятии «Коммунарские сборы», под организацией ГКУ РС (Я) УСЗНиТ и социальными работниками «Сайдам».
- В декабре 2016-2018, ежегодно проводится классный час, ко дню Конституции «Подросток и закон» , которым руководит социальный педагог и учитель обществознания. Учащиеся учатся понимать наиболее важные законодательные акты, общие правила применения права, получают представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности.
Индивидуальная работа педагога-психолога и социального педагога с детьми, имеющими трудности в обучении и поведении и семьями, испытывающими трудности в воспитании детей.
Проведены диагностики: жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9-х, 11-х класса; личности подростка и ее социальных связей, по определению уровней самооценки, адаптации к условиям нового учебного года, социометрии, стилей поведения в конфликтах – 10 обуч.
Организация выезда в ДОЛ в 2018 г. детей в г. Краснодар, г. Сочи находящихся в трудной жизненной ситуации через УО «Оймяконский улус (район)» - 7 обуч. ДОЛ в г.Якутск по санаториям «Чэбдик», «Сосновый бор», «Абырал» ит.д. – охват 70%
Организация льготного питания детей – охват 100%
Занятость учащихся школы во внеурочное время в 2016-2018 учебном году составила 100%. Многие дети заняты в нескольких кружках и секциях. В том числе учащиеся, состоящих на ВШУ, заняты 100%.
Мероприятия, проведенные в школе с начала 2018-2019 учебного года с привлечением различных категорий учащихся:
- Сентябрь: День здоровья, кросс наций, акции «Книжкин доктор» «Мы за ЗОЖ», «День солидарности в борьбе с терроризмом», «Безопасное колесо», «Безопасный лед», внеклассное мероприятие «Золотая осень», школьный праймериз ДО «Дьулуур»
- Октябрь: концерты, посвященные ко Дню Учителя, ко Дню пожилых, ко Дню Матери, «Пушкинский бал»,трудовые десанты, социально – психологические тестирования, встреча с сельским терапевтом на тему «ПАВ», классные часы «Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет», школьные и улусные туры по чтению вслух «Чемпионат 19 страниц», акции «Пожарная безопасность»
- Ноябрь: Улусное мероприятие «Коммунарские сборы – 8», круглые столы и конкурсы чтецов посвященные к 125-летию великого писателя П.А. Ойуунского, организация и проведение Республиканского конкурса «Чисхановские чтения на земле Ючюгея», веселые старты под организацией родительского комитета школы, соревнования по шашкам и шахматам, преемственные работы с детским садом «Тугутчаан»
- Декабрь: школьные, улусные, региональные НПК «Шаг в будущее», первенство по мини-футболу, волейболу, баскетболу, пионерболу, новогодние мероприятия, рождественские вечера, торжественные Балы по классам.
Мероприятия в школе с привлечением родителей и жителей села с начала 2018-2019 учебного года:
- День знаний и здоровья , общее родительское собрание «Ответственный родитель» с начальником УО МО «Оймяконский улус (район). (сентябрь)
- Концерт и конкурс «Супермама», трудовые десанты и волонтеры «Творим добро», поздравительные концерты пожилым. (октябрь)
- Улусное мероприятие «Коммунарские сборы – 8», Республиканское мероприятие «Чисхановсие чтение на земле Ючюгея» (ноябрь)
- «Веселые старты» «Родительский университет» на тему «Корпоративная социальная отетственность: современные подходы воспитания гражданского общества» (декабрь),
-«Новый год уж у ворот «(декабрь),
Сотрудничество. В рамках мероприятий в качестве социального партнерства привлекались:
Депутаты наслежного Совета МО «Ючюгейский наслег»
ГКУ РС (Я) УСЗНиТ и социальные работники «Сайдам» с.Томтор
Отдел опеки и попечительства Усть – Нера.
Сотрудники военкомата администрации МО «Ючюгейский наслег»
Сотрудники МВД, участковый села.
Сельская библиотека
ЭКЦ им. АН Громова – Агди
ОМО «Дабаан»
МК ДОУ «Тугутчаан»
Выводы:
Профилактическая работа МКОУ «ЮСОШ» проводится согласно утвержденным планам.
Результатами данной работы наблюдается положительная динамика.
Но в работе школы есть недостатки, над которыми необходимо усилить работу:
- по активизации трудоустройства несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета (при достижении 14летнего возраста) во время летнего периода ;
- по организации профилактической работы в каникулярный период (особенно летнее время) учащихся на уровне села.
|